Связатьсяверсия сайта для слабовидящих(495) 504-14-44 (приемная комиссия), (495) 504-15-37
5-й Войковский проезд, д. 24 (м. Войковская)

Кому:АМИКуда:125212, г.Москва,п/о 125212, а/я 206

Ясли для студентов: почему так важна профессиональная довузовская подготовка?

Мало какой уважающий себя университет или институт не будет иметь на собственной материально-технической базе курсы довузовской подготовки. И речь идет не о том, чтобы у высшего учебного заведения появился новый источник доходов. Причина иная. Когда набираются курсы слушателей из старшеклассников, учащихся ссузов или экс-абитуриентов, проваливших вступительные экзамены прошедшей приемной кампании, администрации образовательных учреждений, прежде всего, готовят для себя будущих студентов, отсеивая профессионально непригодных на самом раннем этапе.

dovuzovskaya_podgotovka

© Depositphotos.com/depositren 

Западная практика

Вопрос актуальности довузовской подготовки особенно остро стоит в наше время, когда система высшего образования реформировалась в двухуровневую (бакалавриат, магистратура). Сейчас с каждым годом все больше и больше ощущается разрыв между тем, что ребенок проходит в школе и тем, что требует программа вуза. Подготовительные курсы – это не отечественное ноу-хау, а всемирно признанная, благодаря своей крайней необходимости, переходная ступень между среднем общеобразовательным и высшим учебным заведением. К слову сказать, в Великобритании учатся в школах не 11 классов, как у нас, а 13.

 

Вернее, учатся тринадцать лет только те, кто собирается поступать в университет. Эта разница в два года называется пост-средняя школа или уровень A-level. Как раз-таки A-level и является нашим аналогом довузовской подготовки. Не сдав необходимые экзамены, молодой человек не сможет даже подать документы на зачисление в высшую школу. A-level предполагает углубленное изучение лишь нескольких предметов, которые нужны для поступления выше. Примерно такие же условия для абитуриентов в США. А во Франции промежуточным этапом между школой и университетом является лицей. Молодежь поступает в вузы не в 17-18 лет, как в России, а несколько позже, ведь не менее двух лет каждый европейский или американский абитуриент целенаправленно готовится, чтобы стать студентом. Кроме того, сами университеты могут разрабатывать и утверждать программу довузовской подготовки. Например, несколько триместров длится курс University Foundation Programme, хоть и имеет разные направления, а концепция общая. Пока в России довузовская подготовка носит добровольный характер, но все же она необходима, так как с каждым годом все меньше вузов принимают абитуриентов лишь по результатам ЕГЭ.

 

Улучшить школьные знания, успешно сдать ЕГЭ и открыть дорогу олимпиад...

Всем будущим абитуриентам не советуют сидеть сложа руки в старших классах школы. Параллельно с переходом в десятый класс нужно записываться на подготовительные курсы. Таким образом, обучение будет не сжатым, а полноценным и последовательным. Кроме того, такая программа поможет школьником «подтянуть» некоторые дисциплины. Особенно, если учителя в среднеобразовательном учреждении довольно слабые.

Надо сказать, что с тех пор, как в обязательном порядке был введен в школах единый государственный экзамен, многие родители посчитали, что больше нет смысла обращаться к вузам за помощью, предпочитая профессорско-преподавательскому составу обычных школьных репетиторов, которые просто натаскивают ребенка на подготовку к выпускному тестированию. Однако если школьник хочет не просто поступить в университет, но и хорошо успевать в нем, то одного школьного педагога не достаточно. Надо знать, что программа довузовской подготовки разрабатывается в соответствии со всеми образовательными потребностями слушателей. То есть и к вступительным экзаменам подготовят, и дадут углублённые знания по тем предметам, по которым нужно сдавать в виде ЕГЭ. Во время занятий преподаватели тщательнейшим образом относятся к подбору дидактического материала, продумывают систему проведения занятий и отрабатывают полученные слушателями знания посредством практики. Кроме того, обязательно проводятся тестирования, притом, тесты разрабатываются самими преподавателями на основе анализа прошлогодних работ. В результате, выпускник не только с легкостью решает пункты «А» и «В», но и раздел «С» не будет для него сложным. ЕГЭ он выполнит за минимальное время с максимальным качеством. Такого эффекта лекторы добиваются тем, что ставят сложные необычные задачи, которые развивают мышление и логику. Бывают, что на довузовскую подготовку набирают учащихся девятых классов. И тогда немаловажное внимание уделяется предстоящей сдаче ГИА.

Также стоит помнить, что вузовский преподаватель владеет дисциплиной на более высоком уровне, нежели школьные учителя. Помимо того, что учащиеся смогут на высокий балл сдать ЕГЭ, перед ними также открывается дорога олимпиад. Ведь, в подавляющем большинстве, задания для олимпиад составляют именно университетские сотрудники. А это значит, что у слушателя есть все возможности не только занять почетное место в олимпиаде, но и поступить в любой вуз вне конкурса. Иной раз можно выбрать программу по желанию. Скажем, школьник учится в профильном математическом классе. Алгебру он знает отлично, а вот физика хромает. Тогда он записывается на подготовительные курсы именно по тому предмету, знания по которому нужно углубить.

Курсы довузовской подготовки очень популярны были, есть и будут. Хотя и распространено мнение, что единый государственный экзамен несколько изменил эту ситуацию и явно не в пользу институтской системы. Отчасти это правда. Но данная тенденция относится лишь к тем учебным заведениям, которые продолжали работать по старинке. Большинство же вузов мобильно трансформировались и стали соответствовать всем запросам современных образовательных услуг.

Каждому - по потребности

Существуют разные способы отлично подготовиться к поступлению в высшее учебное заведение. Многие университеты и институты разрабатывают специальные программы, согласно которым есть возможность готовить абитуриентов загодя. Время обучения зависит от нескольких факторов. Ведь обратиться за этой услугой могут и школьники девятых-десятых классов и выпускники, у которых вступительные экзамены всего через несколько месяцев. То есть и период обучения может растянуться на два-три года, а может быть сокращенным, рассчитанным на пару месяцев. Минус ускоренных курсов, как правило, в том, что глубоких знаний они не дают, но позволяют систематизировать уже имеющийся школьный багаж. Знания, расставленные таким образом «по полочкам», как раз становятся необходимым подспорьем для того, чтобы поступить в нужное учебное заведение.

 

Куда пойти?

Бывает, что выпускник еще не определился с будущей профессией. Тогда стоит поинтересоваться: какие предметы наиболее легко удаются ему в школе вне зависимости от того, как складываются отношения с тамошними преподавателями. Еще одна возможность определиться с этим серьезным вопросом – это профориентационные тесты, которые помогут узнать склонность школьника, «гуманитарий» он или «технарь». И когда выпускник и его родители хотя бы наметят специализацию, то следует подумать и о том, как лучше собраться с силами и поступить в вуз. Конечно же, основная задача довузовской подготовки - дать максимальные знания за минимальное время, но также она является и главным испытанием правильности выбора будущей специальности. Нельзя забывать и о профильной подготовке слушателей: их вводят в основы профессии, поэтому при окончании школы они твердо уверены, что выбирают правильную специальность. Ведь, немного окунувшись в профессию, будущий абитуриент поймет, насколько подходит или, наоборот, совершенно не подходит ему та или иная сфера деятельности. И лучше узнать об этом как можно раньше, чтобы было время подготовиться к поступлению в другой вуз или на другой факультет, а не тогда, когда уже потрачено немало сил, денег и, главное, времени.

Самый распространенный и, пожалуй, самый оптимальный вариант выбора курса довузовской подготовки – это прийти в то учебное заведение, в котором молодой человек собирается получать образование. Главным преимуществом подготовительных курсов является возможность доказать преподавателям, которые нередко работают в приемной комиссии, что слушатель сможет стать хорошим студентом. В процессе обучения педагоги стараются заблаговременно «натаскать» своего ученика на самые актуальные во время вступительных экзаменов вопросы. Да и к тому же именно во время довузовской подготовки будущий абитуриент приобретает так называемое студенческое чутье, которое поможет не только успешно пройти все вступительные испытания (слушатели заранее знакомятся со всеми нюансами экзаменов), но и облегчит сам процесс непосредственного обучения.

Программа занятий более чем полифункциональная. Согласно учебному плану, совмещаются одновременно теория и практика. И если лекции позволяют дать базовые знания, то на практических занятия (например, на семинарах) слушатели в действии используют уже приобретенную информацию. Чтобы проверить качество знаний обучающихся, периодически проводятся зачеты и экзамены. А после того, как весь курс довузовской подготовки пройден, слушателей ждет главное испытание – репетиция вступительных экзаменов, во время которой они отвечают на вопросы пройденной программы. Кстати, оплата за обучение курсов не является панацеей от отчисления. Например, в случае, когда слушатель не сдал контрольную проверку, то его, скорее всего, исключат. Администрации учебных заведений объясняют такую строгость тем, что если слушатель не смог сдать тот или иной зачет во время подготовительных курсов, то он явно ошибся с выбором профессии и не потянет будущее обучение. Зато иной раз успешная сдача итоговых тестов является гарантом зачисления без вступительных испытаний или приемная комиссия засчитывает некоторые предметы. Это касается не только негосударственных университетов, но и некоторых государственных. В любом случае, как будут поступать без «пяти-минут-студенты» решает только администрации того учебного заведения, где проходит довузовская подготовка. Но даже если итоги подготовки и поступление не взаимосвязаны, последний экзамен позволит понять: в чем слушатель допустил ошибку, каковы сильные и слабые стороны его познаний.

Программа обучения отличается не только по времени, но и по форме. Чаще всего слушатели выбирают вечерние курсы – что особенно удобно школьникам, занимающимся в первую смену. При этом лекции проходят не чаще трех раз в неделю. Расписание составляется таким образом, что слушатель имеет возможность совмещать дополнительные занятия со школьной программой. Один день программы включает и теоретическую лекцию, и семинар. Если лекции могут читаться сразу нескольким группам, то для семинара собирается не более двух десятков слушателей. Ведут занятия лучшие из лучших сотрудников учебного заведения – профессора, доценты и старшие преподаватели.

Немного реже, но все же довольно часто, прибегают к графику занятий выходного дня. Воскресными курсами может воспользоваться особенно занятый абитуриент, у которого совершенно не хватает времени в будние дни. Занятия могут длиться как несколько месяцев, так и несколько лет. Если курсы ускоренные, то они дают лишь общие знания по теме, поэтому помимо довузовской подготовки абитуриент должен хорошо попотеть самостоятельно накануне того, как предстанет перед приемной комиссией.

Кроме вечерней формы и формы выходного дня могут быть и заочные курсы, и дистанционные. Последний вариант был популярен ещё в советское время. Например, школьник живет где-то в сибирской глубинке, а мечтает учиться в Ленинграде. Он связывается с вузом, оплачивает необходимую сумму, и ему высылается комплект учебной программы, по которой будущий абитуриент тут же начинает готовиться. Сейчас средства связи намного совершеннее, что позволяет контролировать процесс обучения почти с той же эффективностью, как и у слушателей-очников. Кроме того, всегда можно участвовать в учебном процессе в он-лайн режиме или пересматривать записанные на видео лекции. Заочная довузовская подготовка подразумевает периодическую сдачу экзаменов и зачетов с минимальной затратой времени на реальное посещение вуза. В любом случае, и дистанционное, и заочное обучение требует высокой самодисциплины от будущего абтуриента.

 

Главное - результат

Как уже было сказано, лучше всего, если довузовскую подготовку проходят в том учебном заведении, в котором будущий абитуриент собирается провести ближайшие 4-6 лет. Особенно, если успешное обучение на оных учитывается при поступлении. Однако не всегда это возможно. Причины могут быть разными: университет находится в другом городе, а дистанционного обучения в программе не предусмотрено. Либо же слушатель по финансовым соображениям вынужден выбрать предложение другого учебного заведения. На самом деле, это не настолько страшно, как может показаться на первый взгляд. Ведь при поступлении в другой вуз, в первую очередь будут оцениваться реальные знание, а не то, где или с кем готовился выпускник школы. Но вот если вуз обещает сто процентное поступление для тех, кто только оплачивает подготовительные курсы (вне зависимости от успешности их прохождения), стоит насторожиться.

На что же нужно обратить внимание при выборе подготовительных курсов? Прежде всего, на то, сколько лет существует довузовская подготовка, осуществляется ли подготовка к ЕГЭ, есть ли возможность совмещать курсы с учебой в школе, ссузе и так далее? Задайте и другие вопросы: есть ли промежуточный контроль качества знаний слушателей, сколько людей набирают в одну группу, включена ли в стоимость обучения методическая литература или за все нужно платить в отдельности? Ну и, кроме того, стоит поговорить со своими старшими товарищами, которые успешно прошли курс довузовской подготовки: смогли ли они без проблем поступить или нет? Все эти нюансы имеют очень большое значение. И последний совет: по статистике 90 процентов абитуриентов, серьезное занимавшихся на подготовительных курсах при университетах, без проблем поступали в учебное заведение своей мечты.

Автор статьи: Дарья Лазуткина
Фото: © Depositphotos.com/depositren