Связатьсяверсия сайта для слабовидящих(495) 504-14-44 (приемная комиссия), (495) 504-15-37
5-й Войковский проезд, д. 24 (м. Войковская)

Кому:АМИКуда:125212, г.Москва,п/о 125212, а/я 206

Инь и Ян отечественной экономической школы: хорошие экономисты востребованы всегда

© Depositphotos / netfalls

 Неужели так много отечественные вузы готовят никому ненужных кадров? Есть ли шансы у их выпускников устроиться работать по специальности? Один из самых распространенных клише профориентирования молодежи гласит о том, что слишком уж много российские высшие школы готовят представителей так называемых беловоротничковых профессий. Среди всех прочих, попавших в этот хит-парад «перепроизведенных» специалистов, значатся также и экономисты. А, между тем, по-прежнему поступающих на такие факультеты очень много. Неужели эти абитуриенты обречены остаться без работы по окончанию вуза? Но, если как следует разобраться в данной ситуации, то окажется, что не все настолько однозначно, как может показаться на первый взгляд.

Главная причина подобных рассуждений кроется в элементарном незнании потребностей рынка труда. На самом деле, в основу версии о кадровой переподготовке ложатся очень субъективные размышления. Конечно, нет смысла отрицать факт, что сегодня многие молодые люди, только окончившие школу, выбирают те учебные заведения и факультеты, которые им нравятся. Это было бы и логичным, и правильным, если бы не одно «но»: мало какой абитуриент считается с прогнозами рекрутинговых агентств. Выбирая профессию по душе, молодежь, в большинстве своем, делает заведомо неправильный шаг. Винить высшие учебные заведения в том, что готовят не «тех» специалистов, нет смыла. Вузы действуют по принципу: спрос рождает предложение. Вопрос о подготовке нужных кадров должен решаться на всероссийском уровне, ведь пока государство не делает социальную рекламу, не проводит предметные мониторинги. Чтобы коренным образом изменить сложившуюся ситуацию на рынке труда, необходима активная помощь правительства, которое бы стало связующим звеном между учебными заведениями и реальными работодателями, формируя, таким образом, экономику всей страны. Ведь спрос на тех же самых экономистов никогда не падал, а из-за отсутствия нужной информации и госзаказа трудоустройство выпускников - очень большая проблема на сегодняшний день.

Если посмотреть статистические данные относительно наиболее востребованных специальностей, то HR-менеджеры на самую верхнюю строчку размещают информацию: экономисты – нарасхват. Но дело в том, что чаще всего нужны экономисты с довольно узкой специализацией, как риск-менеджер, главный бухгалтер, маркетолог, топ-менеджер. Дело в том, что экономика на современном рынке – это крайне диверсифицированная сфера, и спросом пользуется именно такой специалист, который обладает не просто стандартными знаниями, а узконаправленными. Но даже если выпускник не обладает теми или иными навыками, пугаться ему не стоит. Уже имея диплом, всегда можно посетить курсы повышения квалификации или специальные тренинги. Главное, чтобы ваши полученные знания подтверждались документально.

Но сразу занять пост в солидной фирме, конечно, не так уж и просто. Зачастую нужно проходить довольно сложный профессиональный путь. Так, нередко выпускникам приходится долгие годы трудиться бухгалтером или кассиром. Впрочем, всякие старания со временем с лихвой компенсируются удачей. Финансы – это такая сфера, в которой больше всего ценится опыт, надежность и честность. В больших кампаниях существует возможность довольно быстрого карьерного роста. Поэтому если мечтаете о работе в той или иной организации на руководящей должности, трудоустраивайтесь даже на несколько ступеней ниже. Обязательно достигните желаемого. Кроме того, стоит помнить, что в крупных фирмах редко, когда на топ-должности приглашаются специалисты со стороны, в основном они избираются из «бережно взращенных в домашних условиях» сотрудников.

Хороший вуз поможет при трудоустройстве

Многие предприятия испытывают кадровый голод относительно квалифицированных кадров. Вот поэтому серьезные учебные заведения стараются определить ту нишу экономики, в которую смогут устроиться работать их выпускники, и максимально профилируют образование – банки, финансовое управление, аудиторские компании или топ-менеджмент. Чтобы максимально закрепить знания, администрации вузов организуют практику для своих воспитанников. Таким образом, решается не только вопрос с учебным планом, но также руководители предприятий имеют возможность присмотреться к будущим выпускникам и предложить некоторым из них работу.

Школа жизни

Экономическое образование – это такое направление, которое имеет длительные исторические корни. Сия сфера деятельности появилась очень много веков назад, и сейчас она находится в первых рядах, и будет существовать ещё очень долго. То есть те, кто хочет получить экономическое образование, могут быть уверены, что без работы не останутся. Выпускники, хорошие и добросовестные, востребованы сейчас и будут востребованы всегда.

Экономика по-прежнему является самым популярным и желанным факультетом для абитуриентов. Даже на коммерческую основу обучения повсеместно существует конкурс. Причин для такого ажиотажа довольно много. Одна из которых, как считают аналитики, мода на профессию. Ведь называться экономистом – это значит отождествлять с себя с успешным и богатым человеком. Но не стоит считать имиджевую специальность чем-то плохим. Разве могут помешать в жизни обширные знания этой области?

Мало кто действительно понимает, что экономические навыки – это не просто высшее образование, а основа основ для гражданина любого капиталистического государства. Пожалуй, экономику можно сравнить с медициной или юриспруденцией, даже, если человек непосредственно не практикует, он все равно будет шагать по жизни спокойно и уверенно. Это тот базис, который крайне необходим для каждого из нас. Например, с полученными знаниями человек вполне может открыть свое дело. И станет очень грамотным бизнесменом. Да, окончив данный факультет, выпускник, может, и не будет работать непосредственно экономистом, но он заложит в будущее очень весомый вклад.

Стоит также отметить ещё одну тенденцию современности. Все чаще и чаще встречаются выпускники школ, которые сами не знают того, кем они хотят работать. И переполненные сомнений, они выбирают как раз основные специальности, одна из которых – экономическая. Именно этот вариант кажется им наиболее приемлемым, мол: «Поучусь, получу корочку, а там видно будет». Интересно, что данная ситуация наблюдается не только в России, но и в Соединенных Штатах Америки. Юноши и девушки тысячами поступают в колледж, останавливая свой выбор на бизнес-образовании. И лишь на последних курсах окончательно определяются с будущей профессией. Как сами понимаете, экономическое образование – это общее образование, которое уж точно никогда не бывает лишним. Более того, нередки случаи, когда вчерашний инженер или филолог намеренно переучиваются, осваивая новую для себя специальность – экономику. И прекрасно находит в жизни свою нишу именно благодаря такому подспорью.

Наше образование и международный уровень

В последние годы наша система экономического образования довольно резко меняется в связи с принятием болонского соглашения. Вообще, здесь правильно уточнить, что все сферы профессионального обучения переживают сейчас непростые времена. Хотя ведущие вузы страны ещё до реформы стали перестраивать и пересматривать учебные планы. Таким образом, их образовательная программа мало чем отличается от западной. Особенно в вопросах, касающихся экономических наук. Тот же перечень дисциплин и их содержание, которым учат в немецких, в американских, во французских вузах, есть и в отечественных. И процесс реформирования должен быть постоянным: любая образовательная схема должна меняться, ведь жизнь не стоит на месте и изменяются потребности человечества, а потому знания быть максимально злободневными относительно современности. Чем актуальнее этот принцип, тем лучше работают высшие школы во всем мире.

Проблема качественного образования – очень распространенная проблема. Можно говорить сколько угодно об этом, но если кроме лозунга ничего за этими словами нет, никаких действий, то и толку, согласитесь, не будет. Здесь требуется конкретный ответ на конкретный вопрос: как же все это реализовать, чтобы действительно выпускник отвечал международным стандартам – стандартам высокого качества.

От теории к практике

Считается, что наиболее авторитетные экономические учебные заведения расположены в Москве. Столица не только аккумулирует лучшие услуги по финансово-экономической среде, но и делится с регионами этим богатством посредством сети филиалов. Руководители высших учебных заведений утверждают, что перепроизводство экономистов – не более чем расхожий миф. Спрос на их выпускников не только не снизился, но даже заметно увеличился, и тенденция эта – самая положительная. И все же реформы нужны. Так, ректоры столичных университетов настаивают на том, что на перифериях необходимо улучшать качество образования, ориентируясь на потребности современного рынка труда.

Лишь немногие вузы страны похвастаются инновационным процессом обучения и грамотной работой с выпускниками. В качестве примера их активной и правильной деятельности можно назвать налаживание контактов с потенциальными работодателями, чтобы впоследствии трудоустроить своих воспитанников. Также студенты стажируются за границей, и это повышает их цену как специалистов. Примером для построения наиболее удачной схемы обучения будущих экономистов послужат высшие учебные заведения на территории Страны Восходящего Солнца. Около года их студенты стажируются за пределами Японии. И не только стажируются, а в обязательном порядке максимально постигают практическую сторону выбранной специальности.

Сейчас перед очень многими молодыми людьми стоит непростая задача: остаться в России и получить отечественное образование, либо же отдать предпочтение учебе за рубежом. При, казалось бы, очевидных плюсах последнего выбора, многие абитуриенты не принимают во внимание тот факт, что большинство преподавателей-экономистов ведущих вузов российских, государственных и негосударственных, уже проходили стажировку во многих странах. Таким образом, в нашей стране в сфере высших школ с каждым годом все больше и больше трудятся преподаватели международного уровня. А это значит, что и учебники для российских студентов создаются на основании лучшего зарубежного опыта, но с отражением российских реалий.

Хотя, конечно, разница в принципе преподавания имеется. И почему-то принято критиковать именно нашу схему. Так, экономическим факультетам ставят в укор большое количество теоретических дисциплин. Однако голая практика – это не панацея от неудач в трудоустройстве. Напротив. Именно изучение фундаментальной теоретической базы позволяет готовить специалистов разноплановых, ведь экономический сектор - он настолько разносторонний, что предугадать всего, когда находишь за студенческой партой, просто невозможно. Вот потому, имея за плечами годы обучения в российских вузах, выпускник способен самосовершенствоваться, и он не растеряется, если окунется в несколько иную деятельность, чем в ту, в которой практиковался.

Российская система действительно готовит специалистов широкого профиля, обладающих разносторонними знаниями и завидным кругозором. И именно эти качества позволяют максимально быстро адаптироваться на новом месте работы. Но любой уважающий себя вуз должное внимание обратит и практической составляющей учебного процесса. Ведь преподавание не может быть основано лишь на словах. Для практики приглашаются в качестве лекторов сотрудники ведущих фирм, успешные экономисты, которые, исходя из личного опыта, научат ребят очень многому. Такие преподаватели читают лекции, проводят мастер-классы, лабораторные работы, напрямую общаются со студентами, окуная их в реальный мир профессиональной деятельности. Практик корректирует ту теоретическую базу, которая преподается в вузе. Особенно часто эта тенденция встречается в тех учебных заведениях, которые в свое время смогли подготовить высококлассных специалистов. В благодарность к своей alma-mater руководители крупных фирм соглашаются просвещать подрастающее поколение экономистов. Вот почему так важно смотреть на сайтах вузов графу «наши выпускники», возможно, именно гордость института и станет не просто вашим наставником и преподавателем, но даже будущим работодателем, если зарекомендуете себя с лучшей стороны. Помимо приглашенных специалистов, вузы всячески стараются повысить квалификацию и своим штатным преподавателям, отправляя их для этого на стажировку в реальный сектор экономики, чтобы сотрудники не просто по учебникам, а с осознанием дела, могли вести предметы. Обновляются также учебники и методические пособия, благодаря которым дистанционное обучение стало возможным, с ним все больше считаются и к нему все чаще прибегают.

Качество и количество

Эксплуатируя мотивацию абитуриентов получить высшее экономическое образование, недобросовестные ректора наживаются на своих воспитанниках, не давая взамен должного обучения. Конечно, есть одно «но». Как было сказано выше, на волне активного спроса на подобные образовательные услуги не менее активно появляются предложения. Увы, мошенников в сфере интеллектуальной тоже немало. Для липового института нет никакой сложности создать видимость подготовки юристов или финансистов. Это для технических профессий нужно позаботиться о довольно дорогостоящей материально-технической базе: создать лабораторию, найти соответствующий профессорско-преподавательский состав. А вот отыскать «гуру», которые просто освоили ряд курсов по бухучету и чисто поверхностные знаниями «впаривали» бы студентам, накупить несколько книжек для библиотеки - не составит труда.

Вот как раз из-за таких контор и прошёл слух, что экономистов слишком много. Но беда вся не в том, что много специалистов данной области: много выпускников, у которых есть дипломы экономистов, но никаких знаний - ни теоретических, ни практических - они не имеют. Поэтому и работодатели обращают внимание на то учебное заведение, в котором учился молодой соискатель. Таким образом, и развеивается главный миф о перепроизводстве: проблема не в количестве, а в качестве.

И даже, несмотря на то, что учебных заведений в нашей стране немало, больших и малых, частных и государственных, в которых уровень образования далеко не самый высокий, все равно хорошие молодые специалисты фильтруются. Хороший работник виден на деле. А посему резюмируем: выбирайте учебные заведения более тщательно. Чтобы была соответствующая материально-техническая база и высококвалифицированный коллектив, состоявшийся в научном мире. Но и личностный вклад студента в обучение должен соответствовать его желанию добиться карьеры.

Автор статьи: Дарья Лазуткина
Фото: 

© Depositphotos.com/depositren