Связатьсяверсия сайта для слабовидящих8 (496) 613-22-54 (межвузовская приемная комиссия)
5041444@gmail.com (Прием запросов в Архив АМИ (МАП))
Кому: АМИКуда:125212, г.Москва, п/о 125212, а/я 206

Развитие негосударственных вузов

Равноправие учебных заведений: частные вузы могут стать НИУ и принимать на бюджетной основе студентов

Весна года текущего ознаменована довольно серьезной тенденцией в развитии негосударственных высших учебных заведений. Представители Министерства образования и науки выпустили проект приказа, по которому все высшие школы страны, вне зависимости от их учредителя, могут претендовать на довольно престижный статус НИУ – научно-исследовательского университета. Сей законопроект снимает ограничения для коммерческих образовательных учреждений высшего звена, что увеличивает шансы вузов принять участие в лучших и самых инновационных программах страны. До апреля получить статус научно-исследовательских университетов могли только государственные учреждения. Между тем, присвоение такой категории подразумевает и некий объем финансирования из федерального бюджета.

© Depositphotos.com/dimmushka

Конечно, этот проект совершенно не означает, что получить почетный статус легко, просто и быстро. Напротив, конкурсный отбор будет очень строгим. Администрациям учебных заведений придется много работать, чтобы доказать, что именно их образовательная программа помогает развиваться и идти в ногу с современными потребностями научного мира. Добиться этого будет нелегко, однако, по мнению специалистов профильного Министерства, это позволит создать столь необходимую конкуренцию в образовательной среде. Кроме того, считается, что многие крупные коммерческие вузы, которые имеют собственную мощную материально-техническую базу, смогут финансировать даже более крупные и дорогие проекты, нежели вузы ведомственные.Получается, что помощь государства – выгодное и дальновидное вложение денег.

Если университет имеет категорию НИУ –значит, в нем разрабатываются инновационные программы в рамках высшего и послевузовского профессионального образования, выполняются фундаментальные научно-исследовательские работы. Этот статус Правительство России присваивает на десять лет. Аббревиатура НИУ перед названием высшего учебного заведения позволяет понять, что в вузе модернизирована материально-техническая база, усовершенствована управленческая система, а профессорско-преподавательский состав представлен на высшем уровне. Как видно, национально-исследовательские университеты существенно отличаются от других высших учебных заведений в лучшую сторону.

Подобное нововведение Минобрнауки заставило общественность ещё раз поднять вопрос о значении негосударственных вузов в сфере высшего образования. Надо сказать, что количество коммерческих учебных заведений постепенно приближается к количеству учебных заведений государственных, и в них учится немалая доля всех российских студентов. А судить об эффективности учреждения высшей школы по критерию «государственный» или «коммерческий» просто неверно. Ведь нет государственного и негосударственного образования, есть только качественное и некачественное.

Адресное вложение денег

На самом деле, даже название «коммерческий вуз» - неправильное. Существуют две формы собственности частных высших учебных заведений: есть автономные некоммерческие организации и негосударственные образовательные учреждения (таких большинство). А вот зато в государственных вузах есть коммерческие отделения, где на договорной основе обучается две трети от всего числа студентов. Для студентов, как и для их родителей, таким образом, и классическое высшее образование становится платным. И ещё небольшая ремарка: при анализе стоимости обучения при одинаковых показателях выяснилось, что чаще всего в негосударственных вузах учеба значительно дешевле.

К плюсу частных вузов в финансовом вопросе стоит указать ещё и то, что создаются программы, которые подбираются под определенную категорию учащихся. Получается, студент знает, на что конкретно он тратит свои деньги, на какие предметы, на какие дисциплины - в общем, адресное вложение капитала для лучшего освоения выбранной специальности. Подтверждается эта система заключением индивидуальных договоров на весь срок обучения. Эту систему можно обозначить так: студенты и их родители задают высшему учебному заведению конкретный заказ на получение определенных услуг в сфере образования. Притом, образования непосредственно профильного и качественного. Оплата в таком случае подразумевает возможность строгого контроля. И этот современный и объективный подход к обучению является бесспорным преимуществом негосударственной системы высшего образования.

В частных вузах можно учиться на бюджетной основе

Между тем, ещё в прошлом году экс-президент Медведев подписал закон о том, что и частные учебные заведения могут принимать студентов на бюджетной основе. Иными словами: государство готово финансировать учебу определенного процента учащихся НОУ. Новшества касаются именно положения о материальной помощи высшим учебным заведениям. Так, вместо ранее написанного «государственные вузы» теперь указано - «вузы, имеющие государственную аккредитацию». Это означает не только огромный плюс для частных учебных заведений, но и для студентов тоже. Ведь высших учебных заведений в России, которые имеют госаккредитацию, больше тысячи, из них четыре с половиной сотни - негосударственные. Подобный законопроект во многом уравнял права всех высших школ страны.

Помощь из федерального, регионального или местных бюджетов уже выделяется лучшим учебным заведениям, которые готовят молодые кадры в сфере естественных наук, образования и педагогики, экономики и управления, обслуживания, гуманитарных и социальных наук, информатики. Перечень дисциплин, хоть и ограничен, все же довольно обширен. Считается, что реальными претендентами на бюджетные места могут быть не более пятидесяти выдающихся частных вузов. Ведь получить данную квоту – значит пройти конкурсный отбор и заслужить положительные отзывы экспертной комиссии по ряду критериев. Ярослав Кузьминов, ректор Высшей школы экономики, сообщил, каким же требованиям должны соответствовать претенденты на поддержку государства. Прежде всего, их деятельность должна быть максимально прозрачной. На портале вуза в обязательном порядке должны быть указаны данные о зачисленных, проходные баллы ЕГЭ (средняя оценка поступившего – «четверка»), необходимо указывать программы по обучению по всем дисциплинам. Будет учитываться и площадь недвижимости, которая принадлежит вузу, техническое оснащение. Ну и, конечно, квалификация научных сотрудников: не менее половины штатных преподавателей обязаны иметь значимые исследовательские работы.

В 2012 году в конкурсе на присвоение бюджетных мест приняли участие более трехсот государственных и восемьдесят пять частных вузов. В результате,все госучреждения и пятьдесят четыре негосударственных получили желаемое – некоторые их студенты смогут учиться бесплатно. Однако если у какого-то негосударственного вуза бюджетных мест не имеется, это вовсе не обозначает, что он недостаточно надежен. Дело в том, что администрации многих частных высших школ решили: государство выделяет мало средств для того, чтобы полностью компенсировать бесплатное обучение.

Проверенные временем

Один из главных критериев, которые абитуриенты выдвигают при выборе учебного заведения – это надежность. И очень многие негосударственные вузы уже вполне вправе назвать себя старожилами. Первые НОУ появились сразу после перестройки, в 1991-1992 годах. Перед ними стояла очень сложная задача – выжить в условиях монополии, когда сфера образования принадлежала полностью госучреждениям. За первые десять лет своего существования первопроходцы сумели добиться просто отличных результатов – «переманить» на свою сторону десятую часть всех студентов. И это при том, что условия на поле битвы образовательных услуг были неравны. Ведь до нынешнего учебного года частные вузы не имели ни копейки финансовой помощи от государства, да и условия аккредитации жестче намного, налоги несоизмеримо больше, с нуля приходилось создавать материально-техническую базу. Несмотря на всё это, вузы по-прежнему развиваются. И самым надежным из них больше двадцати лет.

Берем пример с иноземных коллег

У частного сектора высшей школы в нашей стране, по мнению аналитиков, светлое будущее. Взять для примера опыт Америки и Европы. Гарвардский, Стэндфордский, технологический институт в Массачусетсе и многие-многие другие принадлежат частным лицам. Все те государства, которые поддерживают частный сектор высшей школы, смогли давно уже вывести свои страны на международный уровень по экспорту образовательных услуг, и теперь их университеты считаются желанным местом для отечественных и иностранных студентов.

Ярким примером этому может служить Австралия. На протяжении весьма долгого времени власть имущие поддерживали только лишь университеты, которые принадлежали государству. Но относительно недавно пересмотрели свою стратегию: правительство постановило, что претендовать на госфинансирование могут все вузы без исключения на конкурсной основе. Успех не заставил себя ждать. Теперь треть студентов, обучающихся на Зеленом Материке, - иностранцы. Австралия сегодняшнего дня – лидер в этом вопросе.

В России же пока все наоборот. Едва сектор негосударственного обучения начал набирать силы, как его сильно подкосил экономический кризис. Только выжившие успели встать на ноги, как тут же столкнулись с другим кризисом - демографическим. И всегда приходилось бороться своими силами, не надеясь на помощь государства. Теперь мы можем видеть примеры мощных учебных заведений, которые не просто нагоняют своих государственных побратимов, но и во многом опережают их.

Негосударственные вузы и стереотипы вокруг

Специалисты агентства «РейтОР» составили список самых престижных вузов нашей страны. В рейтинг, наряду с государственными, попали и несколько учреждений НОУ. Так сказать, «хит-парад» вузов был сделан по таким показателям, как конкурентоспособность выпускника при трудоустройстве и непосредственно качество обучения.

Хотя, увы, Российское общество, в целом, ещё живет стереотипами девяностых. Некоторые думают, как бы ни был престижен и надежен вуз, в вопросах общественной значимости он все равно уступит даже слабому государственному. Также бытует мнение, что выпускники институтов негосударственных обречены быть безработными. Но скептики забывают, что иной государственный вуз готовит целую касту специалистов, по той или иной причине не работающих по профилю. Как видите, безработица – проблема не отдельного учебного заведения, а экономического сектора в целом.

Специалисты считают, что такой подход к отбору высшего учебного заведения крайне необъективен и некорректен. Сравнивать вузы следует в рамках определенных специальностей – экономических, юридических, технических и так далее. То есть сравнивать программы, сравнивать педагогический состав, стоимость обучения (для многих абитуриентов именно этот фактор – решающий).

У негосударственного сектора высшего образования существует немало преимуществ над государственным. Так, принято считать, что в частных вузах отсутствует инерция в подготовке специалистов. Их администрации готовы более гибко принимать решения, подстраиваются под интересы и нужды целевой аудитории. А это все повышает их эффективность. Поэтому таковы прогнозы: совсем скоро негосударственные университеты в рейтинге лучших учебных заведений страны смогут делить места с топовыми классическими вузами.

Вуз вузу рознь: как выбрать достойный вуз

Вот только далеко не все частные вузы могут похвастаться успехами своей образовательной деятельности. На самом деле, отличить плохой вуз от хорошего не так уж и сложно. Другой вопрос, когда сами абитуриенты намеренно идут за получением корочки о высшем образовании туда, где «учиться легче». Как же определить: солидный это институт или лавка по розничной реализации дипломов? Самое простое, что вы можете сделать: выйти на сайт учебного заведения. У солидного вуза и сайт будет достойно оформлен. Просматривайте все внимательно – от документации до общественной жизни студентов. Уважающий себя вуз будет стараться выкладывать всю информацию о достижениях своих воспитанников – и успехи в учебе, и спортивные события, и общественная деятельность. Ниже мы рассказываем о тех признаках, которым должно соответствовать серьезное учебное заведение

Во-первых, каждое высшее учебное заведение, вне зависимости от формы собственности, должно иметь специальную лицензию, по которой оно имеет право осуществлять деятельность по оказанию образовательных услуг. Если данного документа по какой-то причине нет у вуза, то его администрация самым жесточайшим образом нарушает законодательство. Во-вторых, одной лицензии мало, нужна ещё и государственная аккредитация, позволяющая выдавать достойный диплом, котирующийся на рынке труда. В-третьих, в хорошем вузе будет много студентов - несколько тысяч. В-четвертых, у успешного вуза есть развитая сеть филиалов, которые по отдельности представляют полноценные учебные заведения. В-пятых, стоит узнать о качестве образовательных программ учреждения, основой которых непременно должен быть госстандарт. Хотя это и не является непогрешимым требованием, так как каждый университет может подходить к данным вопросам по-своему усмотрению, предлагая дополнительные наборы услуг образования. Например, чтобы дать своим учащимся более глубокое обучение, расширяют курсы английского, деловой коммуникации, информатики – в общем, всего, что может пригодиться в профессиональной деятельности.

В-шестых, непременно поинтересуйтесь, какую научную работу осуществляет тот или иной негосударственный вуз, предусмотрено ли там послевузовское образование, аспирантура и докторантура, защита диссертаций. В-седьмых, качество обучения напрямую зависит от профессорско-преподавательского состава, количества сотрудников с ученой степенью. Но должны работать не только теоретики, но и специалисты-практики. В-восьмых, достойная материально-техническая база: собственные помещения, библиотека, лаборатории, оснащенные аудитории, полностью соответствующие тому, чтобы профессионально заниматься освоением выбранной специальности. Согласитесь, когда вуз снимаем подвальное помещение в бывшем детском садике и студенты делят «аудитории» с мышами и грибковой плесенью – это сомнительный образовательный процесс. Наконец, в-девятых, помощь в трудоустройстве. Процент выпускников, работающих по специальности, безусловно, показатель эффективности учебного заведения, поэтому администрация вузов старается найти партнеров, чтобы помочь своим студентам занять нишу в профессиональном мире. В поддержку молодым специалистам нередко вузы организуют программы профессиональной переподготовки или повышения квалификации.

Если университет или институт соответствует всем вышеперечисленным требованиям, то это значит, что он вполне может составлять конкуренцию с большинством государственных учреждений. Смело несите документы и не переживайте – вы не потратите зря ни время, ни деньги. А по окончанию сможете найти достойную работу или заняться наукой.

Автор статьи Дарья Лазуткина