Связатьсяверсия сайта для слабовидящих8 (496) 613-22-54 (межвузовская приемная комиссия)
8 (495) 504-15-37 (Академический Международный Институт)
Кому: АМИКуда:125212, г.Москва, п/о 125212, а/я 206

Битва законопроектов: от образования эгалитарного до элитарного

Помимо множества ярчайших событий минувших 12 месяцев, год ушедший запомнился и тем, что Госдума Российской Федерации приняла сенсационный проект, касающийся отечественного образования. Этот закон напрямую затронет в той или иной степени интересы около сорока миллионов соотечественников.

© Depositphotos / moscowbearНа декабрьском собрании основные положения перед депутатами зачитал Дмитрий Викторович Ливанов - министр образования и науки. Он также рассказал, что на протяжении длительного времени текст документа был доступен широкой общественности – целых два года граждане нашей страны могли ознакомиться с ним. И это, по мнению министра, беспрецедентно. Читатели, простые жители: педагоги, студенты, родители, представители субъектов – оспаривали многие положения; всего Министерство рассмотрело двадцать тысяч предложений по доработке, самые объективные из них были применены при формировании инициативы. Новый закон впервые установит чёткую градацию между образовательными уровнями. Вопреки чаяниям множества школьников-старшеклассников, единый государственный экзамен не отменят. Пересмотрены системы школьного образования: все предметы поделятся на обязательные и дополнительные. Также закон не только сохраняет, но и гарантирует бесплатное обучение. Оптимисты верят, что более прозрачной и надежной система образования, такой, как должна быть, когда закон вступит в силу, не была никогда. Да и мест бюджетных в вузах появится больше (о том, какой ценой депутаты решили этот вопрос, читайте в высказываниях Олега Смолина). Также легализуется дистанционное обучение.

Новый законопроект до сих пор бурно обсуждается общественностью. С положениями не согласны учителя, профсоюзы и некоторые депутаты. Когда новая инициатива от МинОбрНауки была предложена на всеобщее обсуждение, интеллигенция России была шокирована: документ ломает привычную систему образования нашей страны. На защиту своих прав встали педагоги – больше 300 поправок внесли работники школ разных уровней. Прежде всего, работники образования беспокоятся за заработные платы. Кроме того, волнуются и из-за аттестации, ведь даже очень опытные педагоги обязаны её проходить: аттестации будет подвергаться каждый из них раз в 5 лет; если раньше это было желание учителя – аттестоваться или нет, то сейчас такое право оставляют лишь при получении первой или высшей категории.

В законопроекте есть положение, которое явно противопоставляется мнению министра Ливанова, а именно: отменить в ряде вузов дополнительные экзамены. Например, если студент поступает на журфак – показателей ЕГЭ, даже блестящих, для вузов мало, придётся пройти творческое испытание: сочинение или собеседование, а иначе как определить, насколько способный будет студент? Но вот председатель Госдумы РФ по образованию Александр Дегтярев ничего страшного в этом диссонансе не видит: помимо собственных вузовских испытаний также существуют олимпиады для школьников, помогающие отобрать наиболее талантливых ребят, то есть дополнительные преференции всё же останутся.

После первого чтения, ещё в октябре, к закону было подано более 1700 поправок, из них принято – более 600. Так, было предложено продлить школьное образование, пока молодому человеку не исполнится 19 лет, но, слава Богу, заявка осталась проигнорированной. Самое главное, что закреплена норма для заработной платы учителей – жалование должно быть не меньше, чем средняя по региону. Что касается ликвидации малокомплектных сельских школ, то это возможно лишь с учётом мнения граждан: механизм таков – сначала экспертиза, затем, на основании проведенных исследований, жители поселений будут собираться вместе с исполнительной властью и искать компромисс. Правительство обещает что, если жители скажут «нет», то ни школа, ни детский сад не закроются. И ещё одна интересная поправка – судьбу и существование студенческих общежитий будут решать субъекты и студсоветы.

Театр абсурда

Прежде чем законопроект окончательно приняли, театральные вузы были под впечатлением от многих положений. Например, легендарные ГИТИС, Щукинское училище станут именоваться, как «организация высшего образования». И проблема не только в том, что некрасиво звучит, но подобные реорганизации ударят и по техническому устроению. Ректор института имени Щукина Евгений Князев особенно резко отозвался об инициативе, заметив, что всё время приходится не просто заниматься своей работой, а бороться с какими-то нововведениями. Да и ясности не хватает. Зато нашлись и положительнее тенденции – наконец-то выделяются в отдельную ячейку – творческие учебные заведения. И к художественным вузам, а их в нашей стране 8, будет совершенно другой подход. Скорее всего, в самом скором времени из них тоже составят списки «эффективных и неэффективных».

У детей-сирот и детей военнослужащих заберут льготы при поступлении

Наряду с основным проектом, представленным Правительством и поддержанным подавляющим большинством депутатов, лидеры фракции КПРФ проработали свой документ, альтернативный, «О народном образовании» (или «Закон об образовании для всех»), но его отклонили. Проект состоял из 76 положений. Между тем, одним из авторов, Олег Смолин, только по 10 позициям согласен с основным, ливановским, законопроектом, а вот по 36 имеются разногласия, больше половины которых – радикальные. По мнению Смолина, 30 позициями «левые» парламентарии осветили те вопросы, которые Правительство обходит стороной. Поддерживал Олега Николаевича единственный в мире депутат нобелевский Лауреат Жорес Алфёров.

«К сожалению, уважаемые коллеги, вопреки заявлению министра в новом законопроекте есть не только шаги вперёд, но и огромные шаги назад. По нашим подсчётам на 10 положительных тенденций, 15 – негативных. Например, ликвидируются льготы при поступлении в профессиональные учебные заведения детей-сирот и детей военнослужащих. Целиком отдается на усмотрение муниципалитетам вопрос о льготах сельским учителям. Это вызывает возмущение. Ликвидируются надбавки за учёные степени и звания, ликвидируются компенсации за методическую литературу. Ничего не говорится о надбавках за классное руководство, и так далее, и так далее».

А россияне были против...

Конечно, после драки кулаками не машут, но стоит отметить, что когда на независимых сайтах для народного интерактивного голосования выкладывались оба законопроекта: правительственный и компартии - 80-90 процентов читателей отдавали свои голоса за последний. Народное признание детища коммунистов объясняется легко. Одна позиция в отношении ЕГЭ чего стоит?! КПРФ предлагает отменить его как обязаловку, пусть остаётся, но на добровольной основе. Да и реорганизацию вузов, их участие в Болонском процессе мечтают тоже сделать не принудительными.

Олег Николаевич давал гарантию, что все категории граждан получат пользу от законопроекта КПРФ. Дошкольники – уменьшенные группы в детских садах (сейчас, согласно постановлению Роспотребнадзора на каждого дошкольника даётся по 2,5 метра; на что родители печально шутят: на кладбище и то больше), школьники получат малокомплектные классы, в которых легче заниматься, и компенсацию затрат на школьное питание, а учителям ставка станет выше, чем средняя заработная плата по региону, вузовские преподаватели получат заработную плату равную двум средним жалованьям, размеры стипендий увеличатся значительно. Конечно, это же обещают и сотрудники Высшей школы экономики, но к 2018 году. Но в эти 5 лет, пока зарплаты не поднимут как школьным учителям, так и вузовским лекторам, тоже надо на что-то жить, согласитесь.

Увы, оппозиция встретила Смолина довольно жестко. Людмила Швецова обвинила в том, что «красные» несправедливо критикуют отмену льгот инвалидов. Хотя, на самом деле, это было беспочвенно. Ещё в ранней версии проекта именно благодаря коммунистам удалось сохранить льготы при поступлении детям-инвалидам. Хотя оставить квоты для сирот не удалось, как представители фракции ни старались.

Потребовали государственных гарантий... и проиграли

Самую жёсткую дискуссию вызвали вопросы финансирования обсуждаемой сферы. Коммунисты попросили выделить на образование 7 процентов от всего федерального бюджета – а иначе невозможна нормальная модернизация. Также они не поверили, что эту сумму выделить нельзя. И привели в пример СССР, когда именно эти проценты обеспечивали отличное функционирование образования, притом, что на оборону и социальное развитие средства выделялись не под стать современности – намного больше.

По мнению «единороссов», альтернативный проект не может выступать в качестве партнёрского из-за требования на законном уровне дать образованию социальную гарантию, увеличить финансирования почти в два раза (вышеуказанные 7 процента вместо нынешних 4,1) и освободить государственные учреждения от налогов. Важным моментом, из-за которого «сцепились» лидеры КПРФ и министр-Ливанов – сохранение начального профессионального образования, как отдельную ступень. Дмитрий Викторович настаивал на том, что эту функцию должны выполнять учреждения СПО, тем самым повысив престиж учебных заведений и качество образования в них. Но «левые» высказались против, потому как в законе никак не гарантировано, что вчерашние выпускники НПО сохранят за собой статус, и их дипломы не аннулируются. Что касается ликвидации 20 процентов вузов, то Смолин вспомнил, что ранее такое вмешательство в жизнь государственных учебных заведений было практически невозможно.

Не обошли депутаты вниманием и заработную плату педагогов. Согласно «Закону о народном образовании, не заработная плата в целом, а именно 1 ставка, должна быть не меньше средней заработной платы промышленников в регионе. Однако Ливанов не согласился – он считает, что нельзя прописывать фиксированную цифру в закон. С мнением правительства не согласились и депутаты фракции «Справедливая Россия» - они посчитали, что уж слишком много в отношении жалования и льгот педагогам отдается на рассмотрение региональных властей. В конце концов, ситуация может не только не улучшиться, но даже ухудшиться. А куда уж ниже? Также «эсеры» расценили принятый правительственный закон, как эксперимент, благодаря которому «вся власть чиновнику», мол: и тут народ обошли.

Академия Тьмы имени Владимира Вольфовича

Ну и какое обсуждение законопроекта без «тяжёлой артиллерии» в лице Владимира Вольфовича?! Жириновский парой фраз доказал вред образования и потребовал за это себе любимому звание академика. На что Смолин отшутился: «Для того, чтобы осуществить желаемое Владимира Вольфовича, надо открыть академию Мрака и Тьмы, и там уже присудить лидеру либерал-демократов нужную ему степень». Напоследок Олег Николаевич сказал, что нужно не людей лишать образования, а общество формировать таким образом, чтобы образованные люди чувствовали себя комфортно, ведь по данным Сергея Степашина за последние 4 года из России уехали 250 тысяч человек – цифра, сравнимая с тем, что было у нас после Гражданской войны.

Как говорят аналитики, компромисс между двумя законопроектами невозможен был категорически. Правительственный - для элиты и роста платности образования, а смолинский – бесплатное образование за всех. Жорес Алферов обратился к коллегам со словами, что решается одна из самых важных проблем российского общества. И проблема подготовки современных специалистов в том, что они не востребованы. Ведущие экономисты-практики рассчитывали, что новый закон вернёт положение об обязательном распределении по окончании вуза. Но, к большому их сожалению, этого не произошло. А ведь, чтобы подготовить специалиста высшей квалификации, государство тратит огромные деньги, но студенты зачастую не оправдывают эти средства – трудятся совершенно в других областях. И какой бы закон ни приняли, по мнению гениального физика, по прошествии многих лет жизнь сама покажет, что именно проект Смолина объективный, конкретный и жизнеспособный.

Фракция КПРФ попыталась спасти своё детище тайным голосованием, но даже это предложение было отклонено. Идея о народном и общедоступном образовании осталась только идеей. Мы не зря столько времени в этом материале уделили внимание трениям во время думских чтений. Хотим уточнить, что Олег Смолин был одним из авторов закона «Об образовании» в 1992 году. За двадцать лет реализации оного его создатели вполне могли бы дать анализ сильным и слабым сторонам. И очень странно, что никого из этих людей не привлекли к созданию нового законопроекта.

Автор статьи Дарья Лазуткина