Связатьсяверсия сайта для слабовидящихami.kf@mail.ru (межвузовская приемная комиссия)
5041444@gmail.com (Прием запросов в Архив АМИ (МАП))
Кому:АМИКуда:125212,г.Москва,п/о125212,а/я206

Россияне – самые образованные люди в мире

В статьях про тенденции отечественного высшего образования мы обычно сталкиваемся с таким объёмом негатива и бурей возмущений, вызванных действиями нынешних чиновников, что любые положительные новости привлекают внимание намного больше, чем ужасающие сенсации. Одна из них: россияне признаны самыми образованными людьми в мире. Если не рассматривать вопрос о качестве этого образования, то тема действительно отличная. Да и компания, составившая этот рейтинг, ничего плохого не имела ввиду.

© Depositphotos / valuavitalyСогласно данным Международной организации экономического сотрудничества и развития, в нашей стране 54% граждан (при среднем показателе по Европе – 34%) от двадцати пяти до шестидесяти четырех лет имеют высшее образование. То есть больше, чем каждый второй, соотечественник получил корочку «вышки». Также в докладе «Взгляд на образование-2012» упоминаются и наши ближайшие соседи по рейтингу – Канада, набравшая 51% высшеобразованных, и Израиль на третьем месте с 46 процентами. Следом идут Соединенные Штаты Америки, Япония, Корея и Англия, Новая Зеландия – всего участвовали 42 страны. Интересно, что самыми «малообразованными» оказались жители Южной Европы и Латинской Америки: итальянцы и испанцы, турки, бразильцы. Аналитики «The Organisation for Economic Cooperation and Development» считают, что такие показатели в России закономерны, и объясняются они многовековой историей. У нас всегда было важно получить хорошее образование, а власть всячески способствовала ликбезу. И ещё одно важное примечание: в то время, как люди жалуются на засилье «беловоротничковых профессий», статистика говорит об обратном – технические специалисты подготовлены в преобладающем большинстве.

Показатели эти хоть и соответствуют действительности, но очень уж условные, ведь учитываются не только те, кто живёт в постперестроечной России, но и люди, получившие образование в Советском Союзе. Кроме того, «иметь образование» и «быть образованным» - два абсолютно разных понятия. Да уж... многие люди у нас имеют в/о. И это неудивительно. За последнюю пару десятилетий количество коммерческих вузов и государственных филиалов увеличилось в несколько раз. А потому Россия и выбилась в лидеры: только на 10 000 населения – 400 ребят -студентов. Например, в Штатах – только 235, а при социализме у нас этот же показатель был почти в три раза меньше. Гордиться особенно таким ростом отечественных умов не приходится, потому как, в отличие от тех же канадцев или корейцев, образование большинство россиян получают не самое качественное. Вот и выходит, что получив диплом, вчерашние студенты не имеют возможность применить свои знания на практике в виду их отсутствия. Таким образом, многие выпускники университетов, потратившие годы и немалые деньги на учёбу, вынуждены работать продавцами или ремесленниками.

Получение высшего образования в нашей стране стало массовым, несмотря на то, что количество бюджетных мест с каждым годом всё меньше и меньше. Министерство образования и науки решило, что такая тенденция не на пользу стране, и придумывает новые способы сокращения роста численности студентов высших школ. Так, одним из недавних заявлений Ливанова стало то, что троечникам не место в вузах: по крайней мере, бесплатно они не смогут получать образование. Неотличники и нехорошисты, по мнению чиновников, могут навредить в таких сферах, как медицина, юриспруденция и экономика. Да и лучшей мотивации для старательной учёбы в школе не придумать. С Ливановым согласился и ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов. Согласно его заявлению, он призывает отказать в бюджетных местах тем выпускникам, у которых результат ЕГЭ меньше 55 баллов. Кузьминов считает, что эти люди не достойны получать образование за счёт налогоплательщиков.

Также, согласно исследованию, российские студенты оказались и одними из самых трудолюбивых – как швейцарцы и поляки, наши соотечественники чаще всех совмещают работу с учёбой. Видимо, именно таким усердием они зарабатывают себе на обучение. Получается, что во время учёбы они получают знания на практике или же выбирают специальность именно для того, чтобы углубить образование для настоящей работы. Одним словом, российские студенты - молодцы.

Бизнес-образование выходит на передовую

Программа инновационного развития России неплохо отразилась на высшем образовании. Полторы сотни вузов работают по программам МВА в нескольких десятках городов. Вот только пока, к большому сожалению, бизнес-образование не пользуется особой популярностью. Хотя понемногу мы приближаемся к европейским показателям. И уже через несколько лет уровень средств, направленных на потребление МВА достигнет полутора миллиардов долларов.

На всякий случай, если кто не знает, что такое МВА, коротко объясним. Аббревиатура расшифровывается как «магистр делового администрирования», или, в переводе на обиходный сленг, это школа для будущих и нынешних управленцев. Впервые это явление появилось в Америке в конце девятнадцатого века, когда было необходимо разработать и освоить научный подход для руководства фирмами. Впоследствии программа настолько стала широко применяться, что для её выпускников ввели даже специальную степень. В отечественных вузах программу внедряли с 1994 года в качестве эксперимента. И лишь с 2004 года дополнительное образование стало лицензироваться. Срок обучение от 2 до 5 лет. Хотя, например, в Англии этот курс немного ускоренный – не более года. Как правило, получают бизнес-образование те люди, которые уже имеют диплом в/о. Иногда программа осваивается одновременно с первым высшим, но чаще – намного позже. Например, в самом начале своей карьеры молодой специалист вполне доволен знаниями, полученными в вузе. Но спустя несколько лет, его круг обязанностей расширяется и ему не обойтись без дополнительного образования. И тогда самое вожделенное место - ни что другое, как вуз, в котором преподается программа управления. В отличие от стандартных вузовских курсов, в основу МВА вложено много практики – например, лекторы учат решать учеников реальные задачи и проблемы бизнеса. То есть, если на классических факультетах основная задача – дать максимум теоретических знаний, то МВА рассчитан на тренинги, где под наблюдением преподавателей основную роль играют учащиеся.

Как мы сами видим, программа очень важна. Ведь это не только очередная корочка или сертификат, а прежде всего, реальные знания, необходимые руководителям среднего и высшего звена. До сих пор уровень преподавания был очень низким, и лишь 40 процентов выпускников МВА смогли хоть как-то продвинуться по карьерной лестнице. Но в последнее время тенденция заметно улучшилась. Между прочим, те, кто благодаря программе пошёл в гору, признают, что после прохождения курса, их доход почти моментально вырос в два раза. А очень многие открыли свой бизнес, и он успешен. Кроме того, степень котируется за границей в передовых странах. Таким образом, помимо того, что готовятся высокопрофессиональные кадры, так ещё и получаются специалисты международного класса.

И хоть обучение платное, желающих его получить становится всё больше и больше. Так, совсем в скором времени, поступить на курс станет довольно сложно – требования к абитуриентам заметно усложняются. Платят как сами слушатели, так и компании, заинтересованные в подготовленном ТОП-персонале. Самое интересное, что платят обычно за людей старше сорока лет: именно в них видят будущее шефы, и именно в них уверены, что не сбегут к конкурентам.

Но пока программа МВА так успешно развивается, МинОбр решил внести уточнения к закону. С января грядущего года специалисты сферы дополнительного управленческого образования не смогут получить дипломы гособразца. И хоть это и избавит от наплыва пришедших за «корочкой», но и организаций-однодневок станет мерено-немерено. Может возникнуть и противоположный риск – студентов не доберут, потому как уровень доверия к программе существенно снизится: за что платить деньги, если диплом не подтверждён нормальными документами.

Но какие бы ни были нововведения, МВА всё равно набирает обороты, а это значит, что российская высшая школа становится по международным меркам практичной и нужной не только для получения диплома, но и для приобретения навыков для построения будущей карьеры. Некоторые называют МВА просто курсами повышения квалификации, но большинство признают новую специальность, так необходимую стране развивающегося капитализма.

Добровольно-принудительно: до всемирного признания осталось 15 лет

Недавно аналитики подсчитали: чтобы прочно занять топ-позиции в мировом рейтинге высшего образования, ведущим российским вузам необходимо добиваться результата как минимум 15 лет. За этот период они снова восстановят свой статус конкурентоспособности и, более того, займут в нем невиданные до этого места. С сим мнением согласен и нынешний министр образования и науки Российской Федерации Дмитрий Ливанов. За 15 лет должны быть проанализированы все проблемы и приняты ключевые решения. Но для этого необходимо провести реорганизацию ряда вузов, о чём регулярно сообщается во всеуслышание.

В ближайший год ведомство разработает программу: как достигнуть лидирующие мировые позиции. При этом, система обещает быть хоть и жёсткой, но добровольной. Хотя формулировка весьма однозначна: хотите стать лучшими из лучших – должны быть согласны на любые предложения МинОбр, а иначе в рейтинг не попадёте вообще.

К сожалению, снова заговорили о кадровом обновлении за счёт иностранцев. А почему «к сожалению»? – просто, как уже говорилось в нашей статье «Кадровый голод Российских вузов», проблема не в том, что отечественных специалистов мало, а в том, что платят им настолько нищенскую заработную плату, ни в какой степени не соответствующую объему работы и требованиям. И вместо того, чтобы решить эту проблему, деньги выделяются на иностранную профессуру. Также Министерство образования собирается запустить «свою руку» в финансовые и людские ресурсы.

А пока нам только стремиться и стремиться. И какие только новые рейтинги не составляются, уничижая наши престижнейшие вузы. Вот, например, совсем недавно Шанхайский университет Цзяо Тун порадовал МГУ имени М.В. Ломоносова новой позицией в своём рейтинге - 80-м местом, что на 6 строчек ниже, чем ещё год назад. Цифры, конечно, не утешительные, но не стоит грустить – ведь нашей высшей школе предсказывают большое будущее.

Автор статьи Дарья Лазуткина