Связатьсяверсия сайта для слабовидящихami.kf@mail.ru (межвузовская приемная комиссия)
5041444@gmail.com (Прием запросов в Архив АМИ (МАП))
Кому:АМИКуда:125212,г.Москва,п/о125212,а/я206

Нужна ли россиянам научная степень?

Зачем нужно послевузовское образование

Наверняка каждый хорошо отучившийся студент вместе с дипломом об окончании вуза получает и предложение продолжить учёбу в аспирантуре. Кто-то, а их единицы, соглашается, кто-то, подавляющее большинство, отказывается. Но среди выпускников есть люди, которые над этим предложением задумываются. Вот им мы и посвящаем данную статью.

aspirantura

Ради премии Нобеля!

Даже ребёнок во время самого первого Первого звонка в своей жизни осознаёт, что «свободы ему не видать» ещё лет 16-17: одиннадцать классов в школе, а потом университет. А ещё аспирантура? Так и два десятилетия можно отдать «граниту науки». Есть ли смысл?

Безусловно, аспирантура нужна, прежде всего, тем, кто одержим научными изысканиями. Если вы не можете удовлетвориться своими знаниями, полученными в высшей школе, и вам хочется узнавать больше и больше, то не раздумывайте, идите учиться дальше. Учёные ценятся в нашей стране, именно они двигают процесс, издают учебники, совершают открытия, передают свои знания студентам. Но, а если совсем-совсем помечтать, то можно представить Нобелевскую премию и прочие престижнейшие награды. Аспирантура – это как раз то средство, благодаря которому есть возможность подготовить диссертацию, получить кандидатскую степень и продолжить дальнейшую карьеру на нужной кафедре в вузе.

Служить не рад

Однако не только будущих светил привлекает статус «кандидат наук». Очень часто молодые люди преследуют и другие цели. Одна из них – отсрочка от армии. То есть у тех, кто не хочет защищать Родину в пятнистой форме, есть возможность этого не делать. Три года отсрочки для учащихся очного отделения и ещё год – на защиту диссертации. Итого, 4 года. Самое главное, лица, имеющие учёную степень, вообще освобождены от службы.

Но если до 1 января 2013 года, согласно постановлению экс-президента Медведева, отсрочку имели аспиранты всех высших учебных заведений, то с Нового года – только аккредитованных.

Ещё одна корысть в получении послевузовского образования заключается в том, что выпускник может остаться жить в общежитии Москвы или Санкт-Петербурга. Условия обычно у таких учащихся лучше, чем у студентов, и выгода в таком положении вещей тоже, согласитесь, не малая.

Вместо второго высшего

В прошлой статье рубрики «Образование» мы рассматривали варианты послевузовского обучения. И намеренно умолчали о том, что в нашем обществе распространен такой способ: аспирантура вместо второго высшего.

Есть несколько существенных отличий между магистратурой и аспирантурой.

Если, например, первое высшее был получено бесплатно, то за магистратуру или второй специалитет всё же придётся платить, в то время как в аспирантуру можно поступить на бюджет. Да и в статусе тоже есть разница. До сих пор у большинства россиян при слове «магистратура» возникает ощущение – «чудище заморское», а к аспирантуре – почёт и уважение.

Совет можно дать один. Если требуется дополнительная специальность - идите в магистратуру, получите базовые знания. Ну, а если хотите глубже окунуться в уже имеющуюся профессию - выбирайте аспирантуру.

Поможет в трудоустройстве

У учёбы в аспирантуре есть очень важное преимущество. Защитив диссертацию, молодой специалист может рассчитывать на обязательную прибавку к жалованью в бюджетных учреждениях и, по желанию руководителя, – в коммерческих. надбавка не очень большая, но разве деньги лишними бывают?

Бытует мнение, что наличие степени может и навредить при трудоустройстве – мол, если сам работодатель таковой не имеет – непременно возревнует и увидит в кандидате соперника. Но если руководствоваться этим принципом, может и школу заканчивать не надо - а вдруг у какого-нибудь будущего шефа лишь 9 классов?..

А вот зато в крупных фирмах наличие учёной степени вызовет лишь уважение – это будет означать, что человек глубокий и трудолюбивый. Если, помимо престижного образования, вы подтвердите знания опытом, то будете вне всякой конкуренции.

Особенным почтением аспирантура будет пользоваться в юридических сообществах, в медицинских учреждениях и, конечно, в самом вузе. Кстати, неплохой вариант – сочетать работу в alma-mater и послевузовское обучение. Конечно, в первое время заработная плата у честного сотрудника будет скромной, но лучшего варианта остаться в научной среде не придумать.

Особенности поступления

Бывалые «вечные» студенты-аспиранты советуют поступать в свой же вуз в тот же год, когда был получен диплом – наверняка, чтобы не забыли. Не запрещено поступать в другие учебные заведения, но это несколько сложнее, прежде всего – морально. Если на родной кафедре вас все знают и любят, то на чужой вы будете незнакомцем и пройдёт немало времени, прежде чем себя проявите и зарекомендуете.

Теоретически поступить в аспирантуру может любой выпускник университета – магистратуры или специалитета – но без небольшой бумажной волокиты не обойтись. Нужно позаботиться о том, чтобы имелась рекомендация от председателя Государственной аттестационной комиссии, к которой должен быть прикреплён протокол защиты дипломной работы (вот одна из мотиваций учиться в вузе хорошо). Следует заблаговременно проявить себя на кафедре, к которой будете прикреплены, и, что ещё важнее, найдите самого достойного для вас научного руководителя – ведь на протяжении всех последующих лет обучения этот человек станет не просто советчиком, не просто куратором, но и коллегой и даже другом.

А вот о чём будет диссертация стоит продумать ещё до поступления и написать на эту тему реферат - визитную карточку научного изыскания. Избавить от написания реферата могут только опубликованные научные статьи на тему диссертации. Для многих именно этот момент является самым трудным. Хотя ещё существуют вступительные экзамены по трём дисциплинам – иностранному языку, философии науки и специальности. Как правило, зачисление в аспирантуру проходит два раза в год – осенью и весной.

А нужно ли защищаться?

Пройдя все испытания во имя нового статуса аспиранта, молодые люди должны приготовиться к не менее тяжёлому процессу обучения. В отличие от вузовского образования, где педагоги сами разжевывают всю информацию, в послевузовском многое надо постигать самому. За годы обучения придётся осилить не одну сотню книг, научных статей – информацию для работы предстоит добывать по крошкам. И мало кто сможет помочь, ведь ваша работа – это настоящее открытие, та сфера, которую до вас никто ещё не изучал.

И ещё один совет от отучившихся – постоянно бывайте на заседаниях кафедр, общайтесь с научным руководителем, советуйтесь со старшими коллегами, показывайте, насколько серьёзно вы взялись за дело - не теряйтесь из виду. И тогда, когда диссертация будет уже написана и придёт время защищать её перед комиссией, будет проще, ведь Вы многих уже знаете.

Интересно, что непосредственно защита работы не относится к учёбе в аспирантуре. Считается, в аспирантуре делается акцент на обучение специалиста наиболее высшей квалификации, который может написать и защитить диссертацию. Если исполнять все требования, аспирантура является завершенной и без защиты научной работы. Но срок защиты может быть ограничен временем обучения в аспирантуре. Вы, конечно, сможете защититься и в другое время, но соблюдая некую очередность. Хотя обычно «своих» не забывают.

Как совместить с работой?

У очной аспирантуры немало минусов. Прежде всего, полноценно работать и учиться одновременно – практически невозможно. То есть пока однокурсники начнут устраиваться, идти по карьерной лестнице, молодой учёный будет ещё также посещать лекции, успокаивая себя, что всё это не зря, что через три года потраченное время с лихвой себя оправдает. Да и не каждый выпускник захочет быть вечным студентом. Поэтому выбирает заочную аспирантуру или соискательство.

Заочная аспирантура отличается от очной, как и всякая учёба: вместо постоянных лекций – сессии. Период обучения обычно дольше на год.

А вот особый интерес представляет собой соискательство. Соискатели так же как и аспиранты должны иметь высшее образование. Этот вид обучения придумали ещё в Советском Союзе, тем самым решив несколько проблем – разгрузили переполненные аспирантуры и стимулировали подготовку высококлассных специалистов в регионах, а ещё подарили шанс одержимым наукой в возрасте, ведь в аспирантуре, при поступлении, учитывается возрастной ценз.

Нынешние соискатели прикрепляются либо к образовательному учреждению, либо для подготовки и сдачи сначала кандидатских экзаменов, а после – непосредственно диссертации - к научному учреждению.

Соискательство иногда несправедливо обзывают «суррогатом аспирантуры», якобы научный руководитель не уделяет должного внимания соискателю. Но это заблуждение. Как правило, во всех случаях посвящается одинаковое количество времени. Да и сами научные руководители признают, что пущенный на «самотёк» соискатель разрабатывает более зрелые и сильные труды, чем аспиранты.

И главное отличие между соискательством и аспирантурой не в том, кто чаще «мельтешит на глазах». Аспирантура – это форма образования, а вот соискательство – скорее самосовершенствование. Разнится и срок пребывания в том или ином статусе. Аспирант-очник может проучиться три года, соискатель – не более пяти.

От соискателя при поступлении требуется сдать кандидатский минимум – и никаких экзаменов, зачетов – только планомерная работа над диссертацией. Иногда соискательство рассматривается ещё и как более экономичный вариант послевузовского обучения – оно действительно дешевле.

Автор статьи Дарья Лазуткина
Фото с сайта i n f o x . r u