Связатьсяверсия сайта для слабовидящих8 (496) 613-22-54 (межвузовская приемная комиссия)
8 (495) 504-15-37 (Академический Международный Институт)
Кому: АМИКуда:125212, г.Москва, п/о 125212, а/я 206

Второе высшее: практичность Болонской системы

Большинство молодых специалистов вынуждено доучиваться

Второе высшее образование – это не блажь. Наличие очередного образования не должно восприниматься как экзотика, как случайное событие, ведь это реальное формирование карьеры и поддержка знаниями компетентности, способность выполнять на практике те задачи, которые стоят перед современным человеком.

diplomi

Представим несколько жизненных ситуаций.

Первая. Отучившись пять или шесть лет в вузе и получив заветный диплом, окрылённый выпускник перво-наперво начнёт поиски работы. Но после дюжины отказов юный специалист столкнётся с суровой реальностью – рынок труда переполнен его молодыми коллегами, вакантные места заполняются очень быстро, и даже на мало оплачиваемую должность большой конкурс. Чтобы не оказаться торговцами на рынке, юноша или девушка решает получить дополнительное образование: расширить свою специализацию, либо же полностью изменить профессию.

Вторая. С работой повезло, платят неплохо, вот только хочется большего. Но амбициозному работнику зачастую невозможно пролезть дальше по карьерной лестницы без повышения своей профессиональной квалификации. И единственный выход – снова сесть за студенческую парту.

Третья. Проработав долгие годы в государственных учреждениях, талантливые врачи или учителя мечтают о создании своего дела. Но быть асом в одной области недостаточно для успешного бизнеса. И тогда срочно следует изучить основы экономики и менеджмента.

Четвёртая. Бывает и так, что первое высшее получено по настоянию родителей. Порадовав маму и папу корочкой, молодые люди начинают учиться для себя.

Все эти истории объединяет одно – нужно получить второе (а иной раз и третье) высшее образование. Знания на сегодняшний день – как скоропортящийся продукт. Если их не обновлять, то они устареют и уже будут непригодны.

Конечно, существуют различные курсы, тренинги, самоучителя, но ничто не будет столь престижно и эффективно, как вузовская система. Второе высшее не просто модно, а выгодно для трудоустройства. Тем более, сейчас, как никогда, в России предусмотрена наиболее удобная модель обучения для бывалых студентов.

Магистратура – универсальный инструмент

Болонский процесс дал отечественному образованию очень многое. И хоть на могилу старой системы высшей школы можно положить две гвоздички, но взамен ей пришёл не менее качественный и эффективный эквивалент.

Теперь получить второе высшее стало проще и, самое главное, быстрее. Раньше, чтобы выучиться на новую специальность, необходимо было потратить 3-4 года, теперь же – только 2.

Согласитесь, что уже имеющего один диплом не целесообразно учить по той же системе, по которой учат новобранцев. С пришедшими в вуз вторично следует заниматься более интенсивно, с большим количеством самостоятельной работы, более предметно, ведь они знают, для чего пришли. И инструментом, позволяющим всё это осуществить, является магистратура.

Магистратура отличается от второго высшего тем, что технологии при обучении не повторяются, программа более целенаправленна, нет «лишних» общих предметов, сильно экономится время.

Каждое учебное заведение вырабатывает собственную конкретную тематику для магистерских программ. И при освоении этих направлений студенты занимаются углублённым изучением специализации. База даётся как научная, так и довольно тщательно проработанная практическая. Хороший институт позволяет изучить все новейшие технологии, а любая теория подкрепляется практикой. Магистратура отличается от высшего образования тем, что готовит людей, способных к аналитической деятельности, непосредственно знакомых с профессиональной средой.

Правила приёма и «подводные камни»

Магистратура настолько универсальна, что учась в ней, можно получить совсем непрофильную специальность. Правда, для того, чтобы математик стал психологом или биолог – юристом, придётся помимо основной базовой программы освоить дополнительную. Зачастую у студентов, решивших коренным образом изменить свою профессию, в учебных заведениях есть возможность пройти так называемые адаптационные курсы, помогающие подкорректировать знания.

Как правило, поступить во второй раз в вуз намного проще, чем в первый. Прежде всего, абитуриент так не волнуется. Кроме того, знаний уже достаточно, чтобы «заболтать» приёмную комиссию. Да и условия поступления в магистратуру намного упрощены по сравнению со старой системой. Чаще всего необходимо сдать квалификационный экзамен по основному предмету. Обычно это испытание приравнивается к выпускному государственному экзамену бакалавриата. Но абитуриентам надо быть готовым и к дополнительным испытаниям при поступлении. Например, во многих вузах требуется сдать ещё и экзамен по иностранному языку.

Поступить в магистратуру можно как со степенью магистра или бакалавра, так и специалистам.

Цена вопроса

Если первое высшее было получено платно, то вполне можно претендовать на бюджет второго. Однако, не в каждом вузе найдутся свободные места, да и конкурс зачастую огромен. И если нет времени на усиленную подготовку, то не стоит рассчитывать на безвозмездность. Стоимость обучения абсолютно разная. Она зависит от высшего учебного заведения и региона. Но стоит помнить, что при выборе в первую очередь должен учитываться пункт «качество».

Нередко за студента платят работодатели, заинтересованные в компетентности своего сотрудника.

Очник или заочник? – Как учёбу совместить с работой

Знание – деньги! Но и время – тоже деньги. Так что же делать тем, кто хочет совмещать работу с учёбой?

Есть ещё один значительный плюс у современного образования: часто вузы предоставляют студентам «второго круга» индивидуальную программу, идут навстречу, особенно занятым на работе учащимся. Теперь учиться можно не только по очной или заочной системам, но ещё и введенной во многих вузах так называемой очно-заочной форме.

Если о первых двух известно практически всё, то особый интерес вызывает последняя. Обычно студенту предлагается посещать занятия не в будни, а лишь в выходные: например, слушать лекции по субботам (есть ещё одно название – группа выходного дня), либо во второй половине дня. Это сильно напоминает вечернюю форму, но имеет ряд нюансов.

Конечно, нагрузка направлена скорее на самостоятельное освоение предметов, но ведь студентам второго высшего уже знакомы и самоподготовка и самодисциплина. И в то же время система сильно отличается от заочной, поскольку большее время слушаются живые лекции и есть возможность непосредственного общения с преподавателем. Да и контролировать учебный процесс будет проще, чем во время заочного обучения, по крайней мере, все билеты за «ночь перед экзаменом» вряд ли придётся вызубривать. А чем организованнее будет Ваш учебный процесс, тем больше знаний отложится в голове, и пользы, соответственно, будет больше.

Очно-заочная форма очень распространена именно благодаря своей практичности, ведь не каждый работодатель будет закрывать глаза на учёбные прогулы и, тем более, оплачивать время сессии. Поэтому тем, кто на работе находится в «ежовых рукавицах» именно такая система подойдёт лучше всего.

Также, помимо вышеперечисленных, абитуриенты рассматривают дистанционную форму обучения, традиционное вечернее и периодическое образование. Кстати, периодическое образование – очень необычная схема. Часто она применяется для работников крупных фирм. Тут студенты получают не высшее образование, а углубленные знания в той или иной области. А по окончанию программы студенты получают не диплом, а просто сертификат. А если несколько сертификатов – выдаётся корочка второго высшего.

В общем, выбор богатый, но стоит учитывать, что на дневной форме обучения в вузе существуют возрастные ограничения – 40-50 лет.

И ещё один нюанс: возможность в индивидуальном порядке уменьшить время на обучение, если зачтутся ранее изученные дисциплины.

За двумя зайцами... или о том, как учиться параллельно

Ещё один, кстати, довольно распространённый вариант получения второго высшего – учиться сразу по двум специальностям. Параллельное образование очень эффективно, т.к. за одно и то же время можно получить два диплома.

И вот тут тоже несколько схем комбинирования. Если поступать одновременно на две специальности, то на одной можно обучаться очно, а на другой – заочно. Чтобы быть во время сессий на заочном отделении, и при этом администрация дневного не засчитала бы прогулы, следует ставить последних в известность, принося справки-вызовы.

Учёба одновременно «с нуля» хороша тогда, когда факультеты, на которых вы учитесь, абсолютно не связаны между собой. Например, постигаете лингвистику и бухучёт. Однако это довольно дорого и тяжело.

Можно поступить и по другой системе. Выучиться сначала в одном месте, получить степень бакалавра, а потом выбирать несколько программ для обучения на магистратуре. Но здесь каждый студент должен решить индивидуально для себя, что ему нужно. Не каждый вуз, например, имеет возможность учить заочно магистрантов, и речь не только о военных или медиках. Например, в Украине правительство собиралось запретить заочную магистратуру. В России пока таких жёстких проектов нет, но всё же многие учебные заведения предпочитают видеть своих студентов каждый день, а не дважды в год.

Что такое двойной диплом?

Когда речь идёт о втором высшем, нельзя не упомянуть ещё про один момент: в какой стране учиться. Но вопрос скорее даже состоит не в том, где учиться, а где получить наилучшее образование?!

Так как образование всегда расценивалось, как вложение капитала, можно привести знаменитую фразу успешного предпринимателя Владимира Потанина: «Если вы берёте кредит, то его нужно брать в той валюте, в какой вы эти деньги собираетесь тратить». А это значит, что если вы рассматриваете трудоустройство в России, то и образование следует получать на Родине.

Стоит учитывать ещё одну особенность – каждая страна готовит специалистов в своих интересах. То есть изучение предметов будет происходить сквозь призму тамошнего законодательства, и это не только никак не пригодится, а, наоборот, сильно может помешать при профессиональной деятельности.

Желающим блеснуть заграничной корочкой и при этом не потерять эффективности обучения стоит рассмотреть программы двойного диплома. Это когда вуз состоит в партнёрстве с иностранным учебным заведением, весь курс обучения согласуется, а выпускная квалификационная работа курируется представителями двух сторон. И дипломов, соответственно, выдаётся два.

Автор статьи Дарья Лазуткина